Слагаемые радости и успеха со школьной скамьи

Как правильно подготовить ребенка к школе. Этот вопрос беспокоит многих родителей, особенно первоклассников. Ни для кого не секрет, что начало обучения сопряжено с различными нагрузками, которые могут как благотворно так и не очень повлиять на желание чада грызть гранит науки. О комплексной подготовке к важному этапу жизни каждого юного забайкальца рассказали специалисты. Какие вопросы, проблемы беспокоят родителей Забайкалья, удалось узнать во время «прямой линии», прошедшей на базе нашего издания.

Непосредственными участниками мероприятия стали заведующая дошкольно-школьным отделением городской детской клинической поликлиники № 3 Эльвира Мохова, врач – педиатр центра восстановительного лечения для детей «Феникс» Ольга Демченко и ее коллега медицинский психолог Марина Волкова.

Заряд на целый день

Прежде всего, Эльвира Мохова обратила внимание родителей на важность оздоровления детей. Самое главное, чтобы в период адаптации в школе у первоклассника не было обострения хронических заболеваний. «Если же говорить о здоровье наших ребятишек, то они наиболее подвержены неврологическим заболеваниям и органов чувств. За счет кариеса зубов, который является бичом нашего времени, широко распространены болезни желудочно-кишечного тракта, кроме них костно-мышечной системы, в частности сколиоз. В дальнейшем из-за увеличения физической нагрузки у детей наблюдаются проблемы со зрением, расстройством питания – либо недоедание, либо ожирение, также возникают другие проблемы», - рассказала Эльвира Николаевна о состоянии здоровья учащихся Центрального района Читы. Поскольку школьные проблемы у учащихся одни и те же, то можно полагать, что в крае ситуация не сильно отличается. 

-- Важно уже сейчас соблюдать режим сна и бодрствования. Ребенок младшего школьного возраста должен спать не меньше 10,5 часов, в противном случае у него появляется переутомление. Это в свою очередь может привести к неврологической патологии. Необходимо это знать, поскольку именно в период обучения в начальной школе чаще всего происходят сдвиги в нервной системе, - рассказала Ольга Демченко.

По словам специалиста, после пробуждения ребенка нужно проветрить комнату, сделать утреннюю гимнастику, которая занимает от 10 до 30 минут. После зарядки принимаются водные процедуры. Чистить зубы рекомендуется именно после завтрака, который считается одним из наиболее обильных приемов пищи. Это заряд энергии на целый день. Для малыша считается обязательным второй завтрак. Вернувшись домой после занятий  утренней смены, важно в первую очередь пообедать и только через час – полтора садиться за выполнение домашнего задания. Самым приемлемым периодом для обучения считается время с 15:00 до 16:00 часов. При этом нужно контролировать, чтобы ребенок сидел должным образом - не сутулился, позаботиться, чтобы правильно падал свет. От этого зависит профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата и глаз. Желательно, чтобы ребенок проводил оставшееся до ужина свободное время не за компьютером, а дышал свежим воздухом как минимум три часа. Ужин по насыщенности должен быть менее плотный, чем все предыдущие приемы пищи. Также Ольга Демченко отметила, что чадо уже с младшего школьного возраста важно приучать ухаживать за собой, помогать по дому.

«Для ребенка, который обучается со второй смены, режим дня меняется. Не рекомендуется выполнять уроки после школы. Домашнее задание делается с утра, но не менее чем через 30 минут после пробуждения. Единственным плюсом учебы во второй половине дня является – полноценное питание, которое учащийся получает дома. Однако нагрузка на нервную систему наиболее сильная», - подчеркнула врач – педиатр.

Повышает мотивацию

Одними из главных участников «прямой линии» стали забайкальцы, которые задали свои вопросы по телефону.

Марина: -- Скажите, где лучше покупать школьную форму и канцелярские принадлежности? Нужно ли давать ребенку начальных классов что-либо на «перекус» или школа обеспечить его полноценным питанием? Что посоветуете?

Марина Волкова: -- Выбор формы зависит от вкуса и финансовых возможностей родителей. Есть специализированные магазины, продукцию которым поставляют российские фабрики. Школьные базары, отличающиеся яркостью, сильно возбуждают, привлекают детей. В любом случае, ребенка следует брать с собой для приобретения школьных принадлежностей. Это повышает мотивацию, помогает осознать позицию учащегося. Внешняя атрибутика – это конечно не один из самых высоких показателей побуждения, но он играет на сегодняшний день важную роль. Если у вас товар вызывает сомнение, то следует попросить сертификат качества.

Эльвира Мохова: -- В школе для учащихся организован второй завтрак. Если есть возможность, чтобы ребенок получал полноценное питание в учебном заведении, лучше кормить, конечно, горячим. На «перекус» чаду можно положить фрукты, овощи, соки, не должно быть у него попкорна, шоколадок, бутербродов. Детям не рекомендуется давать колбасы, поскольку в них отсутствует мясо, зато есть большое количество скрытых жиров, вызывающих ожирение. Мальчики и девочки едят такие вредные для здоровья продукты, как булочки, ветчину, копчености, а потом страдают кариесом…

Камила: -- Когда мы учились в школе, учителя контролировали, чтобы мы правильно держали голову. Какие правила существуют, чтобы научить ребенка сидеть должным образом?

Эльвира Мохова: -- Главное, чтобы мебель была удобной. Если ребенок чувствует себя за ней не комфортно, то никогда не будет сидеть правильно. В связи с этим важно правильно в магазине выбрать стол и стул. Мебель на вырост – не подойдет! Не маловажную роль в профилактике сколиозов, формировании красивой осанки играют занятия физической культурой, плаванием, которые способствуют креплению мышц спины. Если они слабые, то вероятность возникновения нарушений наиболее вероятна.

Марина Волкова: -- В качестве мотивации можете сфотографировать ребенка и показать ему, как он выглядит со стороны.

Каблуки выдавать с паспортом

-- Девочка идет в пятый класс. Она просит купить ей туфли на каблучке. Сейчас довольно большой выбор. Что допустимо приобрести для ее возраста?

Ольга Демченко: -- Для девочек возраста 12-13 лет каблук рекомендуется носить высотой не больше трех сантиметров, для первоклашек – не более полутора.  Это важно для формирования красивой осанки, здоровой костно-мышечной системы. Ношение обуви на высоких каблуках чревато развитием сколиозов, формировании плоскостопия. Даже если девочки носят шлепки на высокой платформе, видно, что она идет согнувшись. Это говорит о том, что стопа стоит неправильно, что, безусловно, вредно для здоровья.

Эльвира Мохова: -- Не рекомендуется носить обувь на высоком каблуке до завершения физического развития ребенка. Одни дети полностью формируются к 13-14-ти годам, другие позже. Занятия спортом позволят избежать нежелательных последствий, среди которых может быть и искривление костей таза, что вредно для здоровья будущих мам. В некоторых случаях выдавать каблуки следует вместе с паспортом (смеется).

Татьяна: -- Мой ребенок ходит в 27-ую школу, где нет столовой. Пищу в учебное заведение привозят уже холодную, поэтому дети ее не едят, а сразу бегут в буфет за сладостями. Между тем количество заболеваний желудочно-кишечного тракта растет. Можно ли решить эту проблему?

Эльвира Мохова: -- За питание в школе отвечает директор. Между ним, как представителем руководства школы, и пищекомбинатом заключается договор на доставку продуктов. Такая практика широко распространена во многих регионах. По закону мы не имеем права проводить проверки их деятельности. Если в учебное заведение привозят уже остывшую пищу, то должны быть созданы условия для ее разогрева. Когда же доставляются полуфабрикаты, то они естественно доводятся до готовности в уже учебном заведении. Многие дети не готовы есть, что им предлагают в школе. Если мальчик или девочка дома не кушает, к примеру, каши, то и в школе не будет. В связи с этим закрывать буфеты – это не выход. Дети просто будут ходить в близлежащий магазин.

-- Семья Климовых: -- Хотим записать восьмилетнего сына в студию спортивного танца. Его также привлекают занятия волейболом. Если учесть, что ему еще предстоит выполнять домашнее задание, то свободного времени остается очень мало. Мы не перегружаем своего ребенка?

Ольга Демченко: -- Желательно, если мальчик будет посещать одну из секции активного вида спорта. Особенно это важно для учащихся первых и вторых классов. Расширять кругозор деятельности школьника следует постепенно. Если же родители хотят «загрузить» сына, то можно записать в две секции максимум. Желательно, чтобы одна была интеллектуальной.  

Эльвира Мохова: -- Ребенок должен посещать спортивные кружки не более двух раз в неделю. Ежедневные нагрузки не рекомендуются, даже если школьник занимается профессионально.

Правильный выбор

Анна: -- Ребенок идет в первый класс. Не знаю, что ему лучше выбрать портфель или ранец. Что посоветуете? 

Эльвира Мохова: -- Лучше приобрести, конечно, ранец, потому что он позволяет равномерно распределить нагрузку на позвоночник, благодаря чему он не искривляется, спина ровная. Портфель носится в одной руке, следовательно, риск развития болезней костно-мышечной системы возрастает. Тем временем у ранца за исключением производства КНР есть укрепленная спинка. Чем тверже она, тем лучше для юного владельца.

Люба: -- В этом году ребенок пойдет во второй класс. Дома хорошо общается с ребятишками, раньше в детском садике легко находил со всеми общий язык. В школе педагог слова не может вытянуть клещами. Боюсь, как бы нам не запустить учебу. Подскажите, где можно бесплатно проконсультироваться?

Марина Волкова: -- Можете прийти в центр восстановительного лечения для детей «Феникс». Необходимо только взять направление в поликлинике у педиатра. Вы придете на частную консультацию, где специалист посмотрит индивидуальные и личностные особенности ребенка, проведет диагностику. Также ребенок сможет посещать как групповые, так и индивидуальные коррекционные занятия, если, конечно, это необходимо. Если малыш был общительным в детсаду, дома, тогда видимо не складываются отношения «ребенок – учитель».

-- Сыну девять лет. Сейчас отдыхает в древне, пьет молоко, дышит свежим воздухом. Впереди еще месяц отдыха, но его не заставишь читать книги, которые рекомендовала классный руководитель. Как его подтолкнуть к этому шагу?

Марина Волкова: -- Чтобы ребенок любил читать книги, нужно читать их всей семьей.

Как в старые добрые времена, следует устраивать вечерние чтения. Без нервов. Пусть чадо прочтет одну строчку или главу, затем мама или папа, а потом это вместе обсудят. Конечно, проще «сидеть» в Интернете, смотреть телевизор, а ребенка отправить за книгу… Однако он не сядет за нее, пока родитель не составит компанию. Здесь главное

приучаться ребенка учиться, потом появится интерес, который перерастет в привычку. Сходите с сыном в библиотеку или магазин, купите ту книгу, которая ему понравилась. Не обязательно читать по школьной программе.

Марина: -- Ребенок закончил девятый класс. У него произошел серьезный конфликт с одним из учителей школы, потом пропало желание учиться. Чем ближе к учебному году, тем больше у него развивается депрессия. Исчезло не только стремление общаться с ребятами, но и говорить о школе. Как поступить родителям?

Марина Волкова: - Над решением проблемы нужно работать с психологом. Всегда говорю, учителя мы не исправим, нужно изменить отношение к данной ситуации. Для начала следует выяснять, почему сложились такие отношения с педагогом. Можете обратиться за консультацией в психотерапевтический центр «Кодар», к нам - в «Феникс», центр психологического развития при читинской государственной Медакадемии, где работают опытные психологи. Только возьмите направление с поликлиники.

Юлия: -- Ребенок – аллергик идет в первый класс. Расскажите, как проводится вакцинация? 

Эльвира Мохова: -- Ребенок должен приходить в школу уже вакцинированный.

Прививки против кори, паротита, краснухи, дифтерии, столбняка должны быть проставлены в возрасте с шести до семи лет. Проводятся они по графику. Если были медицинские отводы, то лучше родителям решить этот вопрос до первого сентября.

Первоклассник попадает в новую среду, что уже является для него стрессом… Ежегодно в учебном заведении до достижения 14 лет врачи будут ставить туберкулиновую пробу – Манту, а также вакцинировать против гриппа. О проведении подобных мероприятий родители оповещаются либо через классных руководителей, либо через электронные дневники. При этом письменное согласие у родителей берется обязательно.

-- Марина Волкова: - К школе ребенок должен быть крепок не только физически, но и психологически. В идеале родителям до школы необходимо пройти консультацию у психолога. Он полностью проведет диагностику умственных и волевых качеств. Если есть пробелы в знаниях, то в игровой форме поможет решить проблему. Для формирования интеллектуальной готовности необходимо побуждать ребенка задавать вопросы, обогащать его словарный запас, обсуждать различные явления природы. Интеллектуальная готовность – не первоначальная. Ребенок должен хотеть учиться. Есть также понятие волевой готовности – умение контролировать свое поведение, соблюдать правила.

По словам Марины Николаевны, сейчас самое подходящее время для визита к специалисту, ребенок успел отдохнуть. Профессионалы помогут ребятишкам, а также подскажут родителям, как научить чадо справляться с неудачами, разбудить интерес к обучению и многое другое. «Можно дома сделать маленькую подушку – злючку, на которой никто не спит. Договоритесь с ребенком, если настроение портится, пусть «возмет» всю злость в кулаки и постучит по подушке. Плохое настроение уйдет через руки», - поделилась советом психолог.

Екатерина ФОМИНА